Литературное развитие ребенка в семье
Мир маленького
ребенка – это мир чувств. Младший школьник в этом немногим отличается от
дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. И хотя
6–7-летний ребенок, конечно, уже умеет логически мыслить, но пока логическое
мышление имеет для него все-таки вспомогательное значение, уступая мышлению
образному. Это связано с тем, что у ребенка изначально преобладает первая
сигнальная система, то есть он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными
и другими конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ним
понятия относятся ко второй сигнальной системе, понятийное освоение мира
требует умения логически мыслить, абстрагировать и обобщать. Логико-понятийное
мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупностями
так, как если бы они сами по себе существовали в действительности. Логическая
мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в
отвлеченный анализ. Образовательный процесс приводит к расширению объема
мышления, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П.П.
Блонский, «мышление все более и более становится ненаглядным». Освоение
грамотности, чтение дают ребенку возможность постигать мир не только с помощью
чувств, но и с помощью невещественных словесных образов. Таким образом, чтение
становится новым источником мыслей ребенка, а следовательно, развивается его
словесное мышление.
В момент
достижения единого представления о явлении в целом, в том числе и о словесном
произведении, наблюдается согласование всех трех базовых сторон психики:
эмоциональной, образно-чувственной и логически-понятийной. Это переживается как
вдохновение, откровение, прозрение. Читая литературу систематически, ребенок не
только усваивает ее содержание, но и постепенно приучает себя к тем или иным
внутренним состояниям. Он отделяет чувственное восприятие от мысли и усиливает
его и, наоборот, отрывает мысль от образов и чувств, подвергая ее анализу.
Читатель
начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия
народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум
годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют
полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к
рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание
выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке —
замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать
эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками.
Эта программа
направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное
развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое
для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют
специальные литературные способности: понимание образной художественной речи,
богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на
поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами,
легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания,
сопереживания, сочувствия) и др.
Основные задачи
каждого занятия:
- прививать
детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать
возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть
за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить
сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием,
проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением,
разыгрыванием по ролям.
ЛО
рассматривается в науке как процесс и как результат процесса. Любой
образовательный процесс состоит их нескольких компонентов: познавательный
(когнитивный), коммуникативный, ценностный, деятельностный и творческий. Итог
процесса – приобретение личностью не только новых знаний и умений, а
мировоззрения и мироотношения, т.е. изменения личности, ее развитие.
Накопление
человечеством информации в разных областях науки привело к специализации, т.е.
разделению единого образовательного процесса на отдельные направления
(естественнонаучное, гуманитарное, математическое) и дисциплины. В школе
ребенок знакомится с основами всех направлений, хотя образовательный процесс
протекает дифференцированно, а порой и изолированно, когда каждая дисциплина
изучается сама по себе, без связей с другими.
Таки образом, мы
выделяем из общеобразовательного процесса процесс ЛО, не забывая о том, что у
него есть общее со всеми другими образовательными процессами начало – названные
нами компоненты образования.
Из этого вывода
следует, что в процессе ЛО ребенок получает систему научных знаний о литературе
как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему
ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми
для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для
осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные
способности.
Отбор круга
чтения должен определяться следующими принципами:
1. Эстетический
принцип. Предметом
изучения на начальном этапе ЛО является литературное произведение как
эстетическая ценность.
2. Принцип
целостности. Данный
принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном
произведении как о целостности, сложном единстве «многообразных и разнообразных
элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один
из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип
целостности может быть реализован, если художественное произведение
воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой
нарушается художественная ценность текста.
3. Принцип
доступности. Смысл
данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно
воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет
своеобразие, неповторимость его содержания и формы.
Художественная
литература – один из видов искусства, которое, в свою очередь, является
средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством
образов.
Как любой вид
искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время мы
можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства.
Во-первых, это
образность, лежащая в основе любого искусства;
во-вторых, это
коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю;
в-третьих, –
эмоциональность – воздействие на чувства адресата; в-четвертых, – идейность –
произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца:
мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из
которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.
У каждого
искусства – свой художественный язык, свои средства создания образов.
Например, в
изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш,
краски и т.п.; в музыке – звуки, создаваемые разнообразными музыкальными
инструментами и т.д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не
звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или
фольклор), а письменного, т.е. закодированного специальными знаками-буквами на
бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в
виде текста – это его материальное воплощение (книга, буквы, идеография – все
то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ
нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время
читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать,
чувствовать. Это происходит потому, что, в отличие от музыки и изобразительных
искусств, литература – искусство синтетическое: слово оказывается способно
передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные
и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные, кинестетические)
образы. Но, чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т.е.
расшифровывать значки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе
– буквенный и звуковой комплекс – носитель значения. Образ необходимо
воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужно развитое
воображение, богатый жизненный опыт и память. Поэтому литература не способна в
полной мере заменить другие виды искусства, т.к. напрямую связано с
читательскими способностями конкретизировать словесные образы.
Умение
анализировать художественное произведение – умение творческое,
предполагающее готовность читателя найти решение в том случае, когда заранее
неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых
приведет к цели. Поэтому, как напоминает М.П. Воюшина, данное умение не может
быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки
последовательности действий, т.е. с помощью алгоритма. Овладение им происходит
в процессе творческой деятельности учеников, в процессе чтения и анализа
художественного произведения.
Умение
анализировать художественное произведение – умение сложное, т.к. любое
художественное произведение – сложное системное единство. Умение анализировать
– это, по сути, система частных умений, ориентированных на постижение
отдельных элементов произведения (композиции, образов, языка и т.п.) как частей
художественного целого.
Опыт творческой
деятельности школьники получают не только в процессе чтение и анализа
произведения, но и в ходе создания собственных текстов. При этом речевые умения
формируются на базе читательских.
|