Программное содержание:
· Дать
детям представления о строении собственного тела, расширять представления о
своем организме, о его строении.
·
Сообщить элементарные сведения о работе внутренних
органов.
·
Побуждать детей к высказыванию.
·
Развивать логическое мышление.
· Воспитывать
у детей бережное отношение к своему здоровью.
Ход
занятия
I. Организационный
момент.
Воспитатель. Ребята,
сегодня мы поговорим о нас, то есть о людях, о том, как устроен человек.
Высокие,
низкие, далекие, близкие,
Гиганты,
гномы, малыши,
Слабыши
и крепыши,
Блондины,
брюнеты, шатены,
И
всякие аборигены,
И
папы, и мамы, и дети –
Роднее
их нет на свете.
Все
вроде разные на вид,
Но
есть у каждого – руки, и ноги, и рот,
Два
уха, два глаза и нос.
II. Основная часть
Но какими бы мы
ни были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним
еще раз, из каких частей состоит тело человека (Ребенок говорит слова, а воспитатель
показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека»).
Чтобы ходить, есть, дышать, совершать какие-то
действия, человеку приходится затрачивать много усилий.
В этом нам помогают скелет и мышцы. Они связаны
между собой. Кости и мышцы определяют форму тела человека. В нашем теле 206
костей. Самые крепкие - это кости ног. Все люди строением тела похожи друг на
друга.
- Сейчас, ребята, посмотрите друг на друга и
скажите, чем вы отличаетесь? (Рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес,
пол.)
Теперь давайте поиграем в игру. Я вам буду быстро
называть разные части тела и лица, а вы будете показывать их у себя.
Молодцы, ребята, все вы хорошо знаете части своего
тела. Но это еще не все, мы также должны знать, как же мы устроен внутри.
Самым главным органом у нас является сердце. С самого
нашего рождения оно не перестает трудиться. Поэтому работу сердца можно
сравнить с работой мотора. Оно перекачивает нашу кровь. От него она движется по
сосудам-трубочкам по всему телу и разносит вещества, которые очень важны для
нас. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого
размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь.
Ребята, а давайте найдем с левой стороны нашего
туловища то место, где слышно, как бьется сердце.
Тук, тук, тук
Стучит сердечко,
Точно также,
Как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.
А теперь послушаем его и посчитаем его удары от 1 до
10.
Ребята, как работает сердце, можно еще определить по
пульсу. (Поясняет, как это сделать.) В течение всего дня мы несколько
раз послушаем по пульсу, как работает сердце.
Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка
Живут
мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Как
березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, как вы думаете, а откуда к нам в кровь
поступают полезные вещества?
Правильно, они поступают вместе с пищей, которую мы
едим.
- Как же пища попадает к нам внутрь?
Правильно, через рот. А что же дальше? Вот,
например, мы едим яблоко. Сначала мы его хорошо пережевываем, а потом что
делаем? (Ответы детей.)
Да, мы его глотаем. И вот дальше происходят чудеса.
Яблоко опускается в пищевод и по нему отправляется в желудок. Желудок, - это
наша «внутренняя кухня». Здесь яблоко переваривается и попадает в кишечник.
Потом полезные вещества из яблока попадают в кровь, а она разносит их по всему
организму. Бесполезные вещества выходят наружу.
Вот, ребята, мы немного разобрались в том, что
происходит у нас в организме с нашей пищей.
А теперь давайте поговорим о том, как мы с вами
дышим. Дышит все живое. И растения, и животные, и, конечно, человек. Мы не
можем не дышать, даже если захотим. Легкие, как и сердце, постоянно работают.
Только они перегоняют воздух. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем воздух. При
вдохе воздух попадает в нос, затем он опускается в трахею. Это такая трубка. От
трахеи отходят в стороны две трубки. Они называются бронхами. И уже по ним
воздух попадает в легкие. Легких у нас два - правое и левое. Они, как и сердце,
защищены ребрами. Они берут из воздуха кислород, а выдыхаем мы уже
использованный воздух. А чтобы легким легче дышалось, воздух должен быть чистым
и свежим. Поэтому надо проветривать помещение, где находятся люди. Еще очень
хорошо очищают воздух комнатные растения. Их надо обязательно иметь в
помещении.
Ребята, я вас попрошу свою руку положить на грудную
клетку и набрать носом воздух. Вы заметили, как у нас приподнялись ребра? Это
значит, что, легкие набрали воздух. А когда мы выдохнули использованный воздух,
то легкие опустились.
Вот, ребята, сколько мы сегодня узнали о работе
нашего организма. А когда вы пойдете в школу, то там узнаете об этом еще
больше.
III. Итог
занятия.
Воспитатель. А теперь, ребята, подумайте и ответьте
на вопросы:
-
Где воздух чище: в городе или на даче? Почему?
-
Для чего человеку нос?
-
Для чего нужны зубы?
-
Подумайте и расскажите, для чего ест человек?
-
Какую роль играет сердце, на что похожа его работа?
-
Что разносит кровь по всему телу?
-
Что делают ногами и руками?
-
Как измерить рост и вес человека?
|